+7 (911) 000-79-56
Бизнес центр "Осень", оф.215
Обратный звонок

Анализируем новый таможенный кодекс ЕАЭС.


Главная страница » Статьи » Анализируем новый таможенный кодекс ЕАЭС.

Нашими таможенными юристами проведена аналитическая работа по изучению Таможенного кодекса ЕАЭС, а именно его последней редакции, подписанной большинством членов Союза 26 декабря 2016 года.

Как эксперт в сфере ВЭД, Чугаева Марианна Витальевна отмечает, что на самом деле стало уже хорошей традицией, анализировать этот международный акт до вступления его в силу, ранее об этом высказались мы делали подробное исследование.

Большинство из сказанного ранее сбылось, найдя свое отражение в финальной редакции нового кодекса. Но пойдем по порядку.

Первое, что хотелось бы отметить, это то, что с момента принятия ТК ЕАЭС таможенные правоотношения будут в основной своей части урегулированы на наднациональном уровне. По-видимому, одной из основных целей ТК ЕАЭС стало решение перевести правовое регулирование на наднациональные рельсы, сделать его сводом прямого действия.
Новый кодекс содержит в три раза больше компетенций, переданных в ведение Комиссии ЕЭК в сравнении с действующим кодексом, это порядка 330 норм, по расчетам специалистов ЕЭК должны быть разработаны более 100 решений. Нужно отметить, что принцип резидентства так и не был упразднен. На уровень национального регулирования передано относительно небольшое число вопросов.

Что первую очередь, должен узнать участник ВЭД о новом кодексе?  Какие нововведения сильнее всего потребуют перестройки в работе? Вопросов очень много. На некоторые из них наши юристы подготовили ответы.

Относительно единого окна и упрощающихся процедур есть несколько моментов. В целом ТК ЕАЭС значительно упрощает и ускоряет процесс таможенного декларирования, устанавливается приоритет электронного взаимодействия декларантов с таможенными органами.

Одно из главных упрощений: отсутствие обязанности предоставление подтверждающих документов в месте с самой декларации на товары. Такие документы декларант должен предоставить таможенному органу только в случае срабатывания риска и соответствующего запроса таможенного органа.

По общему правилу, выпуск товар теперь будет в автоматическом режиме информационными таможенных органов (если, конечно, не сработал риск), т.е. минимизировано «живое» общение декларантов с должностными лицами таможенных органов. Выпуск при импорте сократится до 4-х часов с момента регистрации ДТ. В целом для декларантов какой-либо глобальной перестройки в работе не потребуется, если оценивать этот вопрос с точки зрения ухудшения (увеличение временных и финансовых затрат на декларирование). Напротив, потребуется перестройка в обратную (положительную) сторону: нужно будет привыкнуть к тому, что таможенное декларирование будет более легким и прозрачным.

Появилась возможность получать предварительные решения таможенного органа по таким вопросам, как страна происхождения товара и метод определения таможенной стоимости, что является достаточно актуальным в период действия продуктовых санкций и усиленных корректировок таможенной стоимости.

Как и планировалось существенно развит институт уполномоченного экономического оператора, который теперь имеет трехуровневую градацию (чем выше тип свидетельства, тем больше привилегий). Добросовестный УЭО постепенно может добиться снижения обеспечения с 1 млн. евро до 150 тыс. евро. Кроме того, лицо, которое претендует одновременно на несколько статусов (таможенный представить и УЭО, к примеру), не должно будет предоставлять обеспечение для включения в каждый реестр. Достаточно будет предоставить максимальную сумму одного из обеспечения, необходимых для получения одного из статусов.

Что касается норм ухудшающих положение участников ВЭД, то  каких-либо принципиальных ухудшений нет.

Расширен перечень оснований для отказа в отзыве декларации (если до получения об отзыве таможенным органом принято решение о назначении таможенной экспертизы или решение о назначении таможенного осмотра товаров). В перечень сведений, которые необходимо указывать в декларации на товары, добавлены такие пункты как сведения о перевозчике, продавце и покупателе товаров, товарный знак.

Относительно перспектив применения норм нового кодекса уже судами есть некоторые опасения относительно того, что многие положения, по крайней мере, в первое время будут неправильно применяться, в т.ч. и судами. В первую очередь это обусловлено сложностью для восприятия самого кодекса, о чем было отмечено выше.

Относительно терминологии. Терминология ТК ЕАЭС изложена в соответствии с Договором о ЕАЭС. В целом ничего существенного не поменялось. Введены некоторые новые термины (например, денежные инструменты, предварительная информация, сооружения/установки, искусственные острова), а многие старые термины упрощены или уточнены.

Говоря о таможенной стоимости, хочется остановиться на нескольких моментах.

Во-первых, содержание кодекса было дополнено, нормами, зафиксированными ранее в  Соглашении от 25.01.2008 «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза».
Во-вторых, предусмотрена возможность получать предварительные решения по выбору метода определения таможенной стоимости, однако решение этого вопроса отдано на уровень национального регулирования.
В-третьих, появилось такое понятие, как предварительная величина таможенной стоимости, в ряде случаев допускается отложить определение точной величины таможенной стоимости, в таких случаях будет возможно определить таможенную стоимость на основе имеющихся у декларанта документов и сведений и уплатить пошлины и налоги исходя из предварительно определенных величин.

Относительно таможенных представителей, то мало что было учтено из их чаяний и пожеланий в новом кодексе. Но тем не менее обнадеживает, то что ряд вопросов отнесен на компетенцию Комиссии и внутреннее законодательство стран союза. Будем надеяться, что по крайней мере там будут отражены желаемые изменения.

Относительно обеспечения исполнения обязанностей таможенного представителя было ранее предложено бизнесом определить градацию схожую с градацией обеспечения у УЭО, то есть по мнению таможенных представителей вполне справедливо предоставлять надежным представителям с длительным сроком существования возможность вносить обеспечении в меньшем объеме. В статье 402 нового кодекса указана теперь не прямая сумма в один миллион евро, а то, что размер обеспечения будет определяться Комиссией, а в ряде случаев и законодательством государств-членов.

В статье 62 нового кодекса есть краткое указание на возможность внесения обеспечения уплаты таможенных платежей для целей выпуска товаров таможенными представителями. В ряде источников обсуждалась необходимость предусмотреть в отдельных случаях (установленных Комиссией или до этого момента национальным законодательством) такую возможность, когда обеспечение может не вносится, если декларирование осуществляется таможенным представителем.

То есть, грубо говоря, таможенный представитель за декларанта обеспечивает уплату платежи по конкретной поставке своим основным обеспечением. Это бы существенно упростило процесс декларирования с отлагательными условиями и позволило бы не отвлекать денежные средства декларантов при ряде отложенных процедур.
Относительно ответственности таможенного представителя, а точнее случаев, когда такая ответственность будет ограничена разумными требованиями мы и ранее высказывались.

Требования таможенных представителей сводились к тому, что солидарная ответственность таможенных представителей после выпуска товаров, не должна иметь место быть если таможенный представитель сможет доказать, что он не знал или не должен был знать о недостоверности заявленных в декларации сведений.

На сегодняшний день нашей маленькой победой является указание в статье 405 нового кодекса информации о том, что законодательством государств-членов могут устанавливаться иные случаи когда обязанность возникшая солидарно с декларантом , не подлежит исполнению таможенным представителем. Непременно нужно работать с этим и дальше, чтобы поставить точку в этом вопросе в национальном законодательстве.