+7 (911) 000-79-56
Бизнес центр "Осень", оф.215
Обратный звонок

Произвольная трактовка норм права ФТС в период временного законодательного вакуума


Главная страница » Статьи » Произвольная трактовка норм права ФТС в период временного законодательного вакуума

С начала 2018 года Федеральная таможенная службы издала не менее 13 приказов об исключении из реестра таможенных представителей. Основанием для исключения стало невыполнение обязанности по предоставлению отчетности таможенного представителя с использованием информационных технологий. Это новая норма ТК ЕАЭС, которая вступила в силу с 1 января 2018 года, в ТК ТС она отсутствовала. Инициатором добавления этой нормы стала республика Беларусь.

Нужно отметить, что применение новой нормы должно осуществляться неразрывно с национальным законодательством, которое раскрывает порядок применения нормы для исключения произвольных трактовок. Пока нет нового законодательства,  необходимо руководствоваться действующим, в части не противоречащий ТК ЕАЭС.
На практике же таможенные представители столкнулись с произвольной трактовкой действующих норм и с непониманием сути позиции законодателя, уже сейчас изложенной в проектах нормативных актов.

Во-первых, нарушение срока представления отчетности таможенными представителями  даже на день стало основанием для исключения из реестра и повлекло за собой  приостановку деятельности нескольких предприятий.

При этом нужно отметить, что наказание за такое нарушение уже давно определено в статье 16.15 КоАП. Анализируя указанную норму, становиться понятным, то административное законодательство разделает понятие непредставление и нарушение срока представления в таможенный орган отчетности.

Однако, для Главного управления федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования ФТС России необходимость такого разделения не важна, в связи с этим таможенные представители, фактически предоставившие отчетность, но с незначительным нарушением срока, все равно были исключены из реестра. Между тем нормы ТК ЕАЭС (подпункт 2 пункта 1 статьи 405 и подпункт 1 пункта 1 статьи 403 ТК ЕАЭС) определяют в качестве основания исключения из реестра таможенных представителей именно невыполнение обязанности по представлению отчетности и ничего не говорят о нарушении срока.

Во-вторых, согласно трактовки ГУФТД и ТР ФТС России приказы об исключении таможенных представителей из реестра должны вступать в силу по общему правилу со дня подписания.

Это при том, что для подобных приказов об исключении организации из реестра, действующим административным регламентом ФТС (Приказ ФТС России от 03.10.2011 N 2012) предусмотрен 15-дневный срок вступления в силу со дня издания, за исключением случаев исключения из реестра в связи с непредставлением необходимого обеспечения.
Формально ФТС пользуется временным законодательным пробелом. В связи с тем, что новый ФЗ «О таможенном регулировании» не вступил в силу, а также не изданы необходимые акты Министерства финансов, которые прописывают и сроки вступления в силу таких приказов и возможность отмены таких приказов в связи с фактическим исполнением обязанности таможенным представителем.

Такая позиция, по моему мнению, является несправедливой, так как  последствия несвоевременного вступления в силу нормативных актов, а также произвольной трактовки норм права не должен нести на себе бизнес.

Автор статьи — Чугаева М.В.