В рамках Всероссийского форума «Таможенное регулирование в России – 2018», руководитель ФТС Владимир Булавин обратился к представителям бизнеса с предложением принять участие в разработке стратегии развития ФТС до 2030 года.
Марианна Чугаева подготовила ряд предложений в ФТС по ключевым проблемам таможенного законодательства и ведения ВЭД. Краткий обзор инициатив включает в себя:
Сейчас существуют ситуации, когда один и тот же товар классифицируется по-разному в различных регионах, а зачастую и в одном регионе разными декларантами. В качестве стандартной работы необходимо ввести в практику работу над ошибками в вопросах классификации товара. Такая процедура должна быть закреплена на законодательном уровне. На данный момент существует такая практика, что выиграв спор с таможней в отношении классификации товара, исполнение такого решения не идет дальше конкретных деклараций, фигурирующих в таком деле. Таким образом, возникают ситуации, когда таможенные органы одного региона выносят в отношении аналогичного товара решения о классификации, которые уже были отменены судами иных регионов. По нашему мнению, вопрос классификации аналогичного товара должен быть решен путем закрепления установленных судом обстоятельств. В таких случаях, когда есть вступившее в законную силу решение суда по спору о классификации, необходимо более активно использовать механизм издания распоряжений по классификации, например, через Распоряжение от 15 августа 2014 г. N 233-Р «О классификации по ТНВЭД ТС отдельных товаров» или иным образом.
Задача — повышение значимости таможенных представителей, как лиц оказывающих услуги по декларированию товаров. Установление приоритета совершения таможенных операций именно таможенным представителем. Возможно, ограничение круга лиц, обладающих правом по декларированию товаров, только таможенными представителями. По аналогии с СВХ, где операции по временному хранению товаров осуществляют только владельцы СВХ. Большая часть фактов недостоверного декларирования, уклонения от уплаты таможенных платежей и т.п. возникает в случаях, когда декларирование осуществляется без таможенного представителя. Так как таможенный представитель ценит свою репутацию и в отличии от рядового декларанта имеет значительное обеспечение уплаты таможенных платежей, то есть предложение наделить правами по декларированию товаров только таможенных представителей. Таким образом, можно будет значительно уменьшить риски государства. Кроме того, предлагается и таможенных представителей разделить на разные типы по аналогии с УЭО. Принцип разделения должен сводиться к увеличению предоставляемых преференций при большем размере обеспечения. Список специальных упрощений и преференций, предоставляемых таможенным представителям должен расширяться и иметь под собой реальные, а не только декларируемые возможности.
Необходимо внести изменения в 16 главу КоАП. В частности, есть предложение исключить конфискацию как вид наказания по части административных составов. В целях исключения коррупционной составляющей определить конкретные критерии по применению малозначительности по 16 главе. Компетенциями по рассмотрению дел об административных правонарушениях (16 глава) в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей должны быть наделены исключительно Арбитражные суды.
Критерии СУР должны быть прозрачны и предсказуемы. Необходимо установить правовую определенность бизнеса, как в процессе совершения таможенных операций, так и в ходе контроля после выпуска. Таможенные органы могут делиться с бизнесом своими знаниями и компетенциями и выработанными критериями СУР, чтобы подготовленный бизнес имел возможность обращать внимание при совершении таможенных операций на действительно важные, а не на второстепенные обстоятельства. То есть, вектор должен смещаться в сторону обучения и предвосхищение возможных нарушений, чем в сторону контроля после выпуска.
Ждем ваших дополнений и предложений к перечню инициатив для стратегии ФТС-2030.