+7 (911) 000-79-56
Бизнес центр "Осень", оф.215
Обратный звонок

Можно ли применять ставку НДС 10% при отсутствии кода ТН ВЭД ввозимого товара в перечне льготных кодов ТН ВЭД?


Главная страница » Статьи » Можно ли применять ставку НДС 10% при отсутствии кода ТН ВЭД ввозимого товара в перечне льготных кодов ТН ВЭД?

Прошел год с момента вынесения Верховным Судом РФ определения от 14.03.2019 № 305-КГ18-19119 по делу № А41-88886/2017.

Напомним, что в рамках данного дела рассматривался вопрос о том, можно ли применять пониженную ставку НДС в отношении ввозимых товаров, код ОКП которых поименован в утвержденным Правительством РФ от 15.09.2008 № 688 перечне кодов ОКП, но отсутствует в перечне кодов ТН ВЭД.

Нижестоящие суды, сославшись на позицию Высшего Арбитражного Суда РФ, выраженную в Постановлении Пленума от 30.05.2014 № 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость», встали на сторону предпринимателя и указали, что для применения налоговой льготы достаточно соответствия товара хотя бы одному из перечней.

Однако, по жалобе таможенного органа, Верховный Суд РФ пересмотрел дело и отказал в применении налоговой льготы, указав, что для применения льготы нужно, чтобы возимый товар отвечал надлежащему коду ТН ВЭД, а не коду ОКП.

Предпринимательское сообщество восприняло данную позицию Верховного Суда РФ как однозначную невозможность получить льготу, если твой товар попадает в перечень кодов ОКП, но не попадает в перечень кодов ТН ВЭД.

Вместе с тем, вопреки расхожему мнению, позиция Верховного Суда РФ, сама по себе, не является препятствием для получения льготы на ввозимый товар при указанных обстоятельствах.

Прежде всего, нужно понимать, что послужило основанием для принятия Высшим Арбитражным Судом РФ пункта 20 Постановления Пленума от 30.05.2014 № 33 и какие причины привели Верховный Суд РФ к формированию обсуждаемой позиции.

Если коротко, то пункт 20 был принят для реализации принципа правовой определенности, а именно для того, чтобы нивелировать неясность в применении норм права при наличии противоречий в описании и наименовании товаров, содержащихся в перечнях ОКП И ТН ВЭД.

В рассматриваем же деле до ввоза товаров такие товары как по коду ТН ВЭД, так и по коду ОКП, попадали в соответствующий перечень. Однако, при ввозе товаров код ТН ВЭД был исключен из профильного перечня, а код ОКП остался.

Это дало Верховному Суду РФ основание посчитать, что Правительство РФ специально исключило этот код ТН ВЭД, т.е. те условия, наличие которых необходимо для применения пункта 20 Постановления Пленума от 30.05.2014 № 33, отсутствуют. Проще говоря, здесь нет никакой неясности в правоприменении, напротив, Правительство РФ, в рамках представленной ему дискреции, специально исключило код ТН ВЭД, очевидно, преследуя какие-то цели.

Насколько такая позиция Правительства РФ обоснована, мы не беремся сейчас утверждать, но ясно то, что позиция Верховного Суда РФ распространяется только на те дела, с идентичными обстоятельствами, и не может быть автоматически применяться к другим делам.

Это подтверждается не только тем, что действие пункта 20 Постановления Пленума от 30.05.2014 № 33 до сих пор не прекращено, но также тем, что указанное определение Верховного Суда РФ не вошло в обзор практики.